Дата 05.12.2019
USD: 64.1948
EUR: 71.1086
УЧ. СТ. ЦБ: 7.75 %
МРОТ: 9489 руб.
Налоговый учет
Налоговый учет
НДС
НДФЛ
ЕСН
Налог на прибыль
УСН
ЕНВД
ЕСХН
Транспортный налог
Налог на игорный бизнес
Налог на имущество
Земельный налог
Кадровик
Выплаты работникам
Прием на работу
Увольнение
Трудовая книжка
Справка
Производственный календарь на 2008 год
Коды бюджетной классификации (КБК)
Ставки ЕСН
Ставки НДФЛ
Регистрация фирм
Регистрация ИП
Регистрация ООО, ЗАО, ОАО
Лицензирование
Нормативные акты -
Письмо Минфина РФ от 19.05.2017 N 03-02-07/1/30889



МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 19 мая 2017 г. N 03-02-07/1/30889

В дополнение к письму от 10.11.2016 N 03-02-07/1/65691 Департамент налоговой и таможенной политики с участием ФНС России сообщает следующее.

Согласно статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Налоговый агент обязан самостоятельно исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить в бюджетную систему Российской Федерации сумму налога в установленные порядок и сроки.

На основании статьи 24 Кодекса за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

После окончания мероприятий налогового контроля налоговый орган принимает в отношении налогового агента решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения ( статьи 101 Кодекса).

Во исполнение соответствующего решения налоговый орган осуществляет мероприятия, направленные на взыскание налогов, пеней, штрафа, предусмотренные статьями , , , , Кодекса.

Согласно статьи 108 Кодекса привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностное лицо (в том числе руководителя или иное лицо, выполняющее в организации управленческие функции) при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

В соответствии с статьи 32 Кодекса, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, направленного на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый агент не перечислил в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 рабочих дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями - Уголовного кодекса Российской Федерации, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Уголовная ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента установлена Уголовного кодекса Российской Федерации.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов, то есть умышленного невыполнения конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

Неисполнение лицом обязанности уплатить законно установленные налоги и сборы влечет ущерб Российской Федерации в виде неполученных бюджетной системой Российской Федерации денежных средств.

статьи 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что под возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации, понимается уплата в полном объеме недоимки, пеней и штрафов в размере, определяемом в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, с учетом представленного налоговым органом расчета пеней и штрафа.

В постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2013 N 19 разъяснено, что исходя из взаимосвязанных положений статьи 76.1, к статье 198, к статье 199 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации под возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, предусмотренного статьями 198 - Уголовного кодекса Российской Федерации, следует понимать уплату в полном объеме до назначения судом первой инстанции судебного заседания недоимки, пеней и штрафов в размере, определяемом в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, с учетом представленного налоговым органом расчета размера пеней и штрафов.

Согласно постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2006 N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления" в приговорах по делам о преступлениях, предусмотренных статьями - Уголовного кодекса Российской Федерации, должно содержаться решение по предъявленному гражданскому иску. Истцами по такому гражданскому иску могут выступать органы прокуратуры, а в качестве гражданского ответчика может быть привлечено физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с законодательством ( Гражданского кодекса Российской Федерации) несет ответственность за вред, причиненный преступлением.

В определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 58-ГКПР16-22 указано, что прокурором при подаче гражданского иска в интересах Российской Федерации заявляются требования не о взыскании налогов, а о возмещении ущерба, причиненного преступлением.

Таким образом, Верховным Судом Российской Федерации указано на необходимость взыскания ущерба с лица, виновного в его причинении.

Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

На основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В силу указанной статьи под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. При этом лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, по смыслу гражданского законодательства несет ответственность, если при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей оно действовало недобросовестно или неразумно, в том числе если его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску.

Таким образом, если налоговым органом в рамках законодательства Российской Федерации о налогах и сборах исчерпаны все меры по взысканию недоимки, пеней, штрафа с организации-должника, то такая задолженность может быть взыскана в виде ущерба с руководителя организации-налогоплательщика по гражданскому иску в рамках уголовного дела, но в случае уплаты организацией в полном объеме недоимки, пеней, штрафа в соответствии с решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель организации-налогоплательщика освобождается от возмещения ущерба.

Учитывая изложенное, сообщается, что отсутствует необходимость внесения изменений в пункты и статьи 108 Кодекса в части установления ограничения по привлечению за совершение налогового правонарушения к ответственности организации в случае признания ее должностного лица в установленном порядке виновным в совершении налогового правонарушения и привлечения такого лица к ответственности в виде возмещения ущерба бюджетной системе Российской Федерации.

Заместитель
директора Департамента
В.В. САШИЧЕВ

[ Назад | Начало ]
   Copyright © 2006-2011 «Налоговый учет». Правила использования материалов сайта www.naluchet.ru
О Проекте
RSS
Авторам
Реклама на сайте
Авторам: Присылайте ваши новости, статьи, вопросы/ответы на [email protected] Мы их обязательно разместим. Разработано: Бизнес-Системы