Дата 20.09.2017
USD: 57.6679
EUR: 69.0977
УЧ. СТ. ЦБ: 9.00 %
МРОТ: 7800 руб.
Налоговый учет
Налоговый учет
НДС
НДФЛ
ЕСН
Налог на прибыль
УСН
ЕНВД
ЕСХН
Транспортный налог
Налог на игорный бизнес
Налог на имущество
Земельный налог
Кадровик
Выплаты работникам
Прием на работу
Увольнение
Трудовая книжка
Справка
Производственный календарь на 2008 год
Коды бюджетной классификации (КБК)
Ставки ЕСН
Ставки НДФЛ
Регистрация фирм
Регистрация ИП
Регистрация ООО, ЗАО, ОАО
Лицензирование
ОПРОС
Насколько успешно вы судились с налоговой?

Никогда не судился, но при необходимости готов
Судился не раз и выигрывал
Никогда не судился и не собираюсь
Судился не раз и проигрывал


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 395
Комментарии: 2
25.12.2006
Семь секретов успешного бизнеса в Интернете
Оформляем пенсионное свидетельство работнику
Место печати на документах
Работник празднует, а денежки идут?
Страхование имущества – возможность избежать потерь
Регистрация фирмы и новый директор

Место печати на документах

В ходе проверки налоговики могут запросить у фирмы любые документы, которые прямо или косвенно связаны с уплатой налогов. На это неоднократно указывал Минфин. В последнее время все чаще предметом споров с инспекторами является отсутствие печати на тех или иных бумагах. Всегда ли претензии ревизоров обоснованны?

Неотъемлемым атрибутом любой фирмы является печать. Ее оттиск должен содержать наименование компании и ее местонахождение (п. 7 ст. 2 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; п. 5 ст. 2 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; п. 4 ст. 3 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). В настоящее время довольно распространенным явлением можно назвать использование в работе компаний сразу нескольких печатей. Например, одну применяют для заверения финансовых документов, другой штампуют исключительно договоры, третья – для корреспонденции и т. д. Обратите внимание, что далеко не всегда в таких ситуациях печати взаимозаменяемы, и если окажется, что на документе стоит «неправильный» оттиск, проблем с налоговой не избежать. Инспекторы на этом основании вполне могут не принять соответствующие затраты в уменьшение налогооблагаемой прибыли и не разрешат принять к вычету НДС, уплаченный поставщику. Но и это еще не все. Такое нарушение карается штрафом по статье 122 Налогового кодекса. Избежать неприятного поворота событий можно, если запросить у партнера по бизнесу специальный приказ по фирме, в котором установлено «введение в действие» всех печатей и указано назначение каждой из них, например, печать с надписью «Для склада» проставляется на актах приемки товаров (форма ТОРГ-1) и т. д.

Нужна ли печать на договоре?

Если спросить любого бухгалтера, какие реквизиты должны присутствовать в договоре, то среди прочих в ответе обязательно будет фигурировать печать. В общем-то это вполне логично и предсказуемо, но попробуем все-таки выяснить, насколько существенно наличие фирменного оттиска в контракте.

В Гражданском кодексе, а именно в статье 160 прямо сказано, что печать в договоре нужна, если это предусмотрено законом, иными правовыми актами или же соглашением между сторонами. Значит, если в законе или в договоре такого указания нет, договор необязательно скреплять печатями. Правда, стоит отметить, что налоговые органы зачастую с этим не согласны. Так, например, инспекторы предъявили претензии к оформлению договора, на котором отсутствовала печать, и отказали фирме в возврате экспортного НДС. Предприятие подало иск в суд. Арбитры встали на сторону компании и указали налоговикам, что «наличие печати не отнесено к обязательному требованию, предъявляемому к письменной форме сделки» (постановление ФАС Московского округа от 25 января 2005 г. по делу № КА-А40/12921-04).

Правда, порой контролеры идут еще дальше и требуют признать контракт недействительным либо незаключенным. «Действительность» в первую очередь определяется правильностью оформления контракта. Как минимум сделка должна быть заключена с соблюдением простой письменной формы (ст. 158, ст. 161, п. 2 ст. 162 ГК). Важными условиями при письменном оформлении соглашения являются отражение «содержания сделки» и наличие подписи на документе (п. 1 и 3 ст. 160 ГК). Претензии налоговиков к договору будут обоснованными, если он не прошел госрегистрацию, хотя в силу закона эта процедура для него обязательна (п. 1 ст. 165 ГК). В любом случае среди требований к оформлению договора наличие печати не упоминается, а значит, ее отсутствие не может быть причиной признания контракта недействительным.

Теперь перейдем к такому понятию, как незаключенный договор. Для того чтобы договор считался заключенным, в нем должны быть согласованы все существенные условия. Для каждого договора они определяются индивидуально. Как правило, таковыми являются сам предмет договора, его цена, сроки оплаты и т. п. Естественно, контракт должен быть подписан обеими сторонами. В то же время независимо от вида соглашения печать существенным условием не признается. Примером тому может послужить постановление ФАС Уральского округа от 30 ноября 1998 г. № Ф09-1032/98-ГК.

Безусловно, чтобы избежать претензий налоговых инспекторов, лучше все-таки удостоверять подписи сторон в договоре. Однако, если по тем или иным причинам оттиск отсутствует и контролеры за это выписали штраф, не спешите его платить. Как видно из приведенных примеров, арбитражная практика в таких ситуациях складывается в пользу компаний.

 Закон обязывает

На предприятиях оформлением договоров документооборот далеко не заканчивается. Существует масса других бумаг, которыми ежедневно пользуются бухгалтеры. Одним из таких документов является товарная накладная (форма № ТОРГ-12, утверждена постановлением Госкомстата от 25 декабря 1998 г. № 132). Как ни крути, но печать на ней должна быть обязательно, на что указывает и аббревиатура «МП». Причем накладная должна быть заверена подобным образом обеими сторонами сделки. В противном случае она будет признана недействительной. Совершенно аналогичная ситуация складывается и с «Путевым листом грузового автомобиля» (форма № 4-П, утверждена постановлением Госкомстата от 28 ноября 1997 г. № 78), без оттиска этот документ считается составленным с нарушением.

Довольно широко в своей деятельности фирмы используют доверенности, например, на получение грузов (форма М-2, утверждена постановлением Госкомстата от 30 октября 1997 г. № 71а); на представление интересов компании в суде (пункт 5 ст. 61 АПК), в налоговой инспекции и других учреждениях; на проведение переговоров и обмен документами с партнерами. С точки зрения наличия печати, в данном случае нет никакой двусмысленности. Доверенность без оттиска не будет признана действительной, что прямо следует из пункта 5 статьи 185 Гражданского кодекса.

Если с документами, для которых в альбомах предусмотрены унифицированные формы, все более-менее понятно, то с «обделенными» формами финансовой документации дела обстоят несколько иначе. Эксперты журнала «Расчет» обращают внимание читателей на то, что правила оформления таких документов указаны в пункте 2 статьи 9 Закона «О бухгалтерском учете» и в пункте 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности (утвержденного приказом Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н).

Итак, в документах должны присутствовать лишь следующие реквизиты:

– наименование документа;

– дата его составления;

– наименование организации, которая составила документ;

– содержание хозяйственной операции;

– измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);

– наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

– личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники – ЭЦП).

Как видите, печати в данном перечне нет.

«Электропечать»

Одним из достижений нашего времени является электронная цифровая подпись (ЭЦП), которая позволяет значительно ускорить документооборот. Правда, воспользоваться всеми ее преимуществами можно, только если это оговорено в соглашении между партнерами.

Из названия данного аналога собственноручной подписи ясно, что он используется вместо «личного автографа», а как же быть с печатью? Оказывается, электронная цифровая подпись заменяет не только «автограф» должностного лица, но и печать фирмы (ст. 19 Закона от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»). Поэтому скреплять ЭЦП можно не только те бумаги, «опечатывание» которых происходит по воле сторон, но и те, печать на которых необходима в силу закона.

По материалам ИА «Федеральное агентство финансовой информации»


[ Напечатать статью | Отправить другу ]
Рейтинг статьи

Средняя оценка:
Всего голосов:2
Новости по теме:
04.08.2017 - ВС не против изучения налоговиками ПО компьютеров при осмотре помещений фирмы
17.11.2010 - "Копеечные" долги не простят
27.08.2010 - Камеральная проверка по больничному листу
20.07.2010 - Уменьшение числа проверок бизнеса привело к тому, что возросли объемы взяток, которые берут чиновники
01.07.2010 - Налоговики могут проводить кассовые и алкогольные проверки без ограничений
30.11.2009 - Установлен "график посещения" компании ревизорами
24.11.2009 - ПФР и ФСС еще год не будут беспокоить компании совместными проверками
14.11.2009 - Утвержден порядок направления планов проверок предпринимателей
11.08.2009 - Выездных проверок становится меньше, но доначисления растут
11.01.2009 - Росстат может оштрафовать за ошибки в отчетности, но не вправе назначить выездную проверку

Статьи по теме:
12.02.2010 - Многие инспекторы намерены запрашивать одни и те же документы у компаний только один раз
30.11.2009 - ВАС РФ запретил безразмерную «камералку»
23.09.2008 - Налоговики доказали «схему»? Не отчаивайтесь!
23.09.2008 - Налоговая проверка
26.08.2008 - Горячая линия: Налоговые проверки
05.08.2008 - В очевидных договорах инспекторы видят невероятные схемы
28.07.2008 - Аудиторская проверка кассовых операций
23.07.2008 - Новые правила проверок соцстрахом
01.07.2008 - Подделка документов глазами криминалистов
20.06.2008 - Что ищут налоговики в отчетности «упрощенщиков»
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Ваше имя:
Смайл - 01 Смайл - 02 Смайл - 03 Смайл - 04 Смайл - 05 Смайл - 06 Смайл - 07 Смайл - 08 Смайл - 09 Смайл - 10 Смайл - 11 Смайл - 12 Смайл - 13 Смайл - 14 Смайл - 15 Смайл - 16 Смайл - 17 Смайл - 18
Секретный код:Секретный код
Повторить:

РУБРИКАТОР
Акцизы
Арбитражная практика
Аренда
Аудит
Банки
Бухгалтерский учет
Валюта. Экспорт. Импорт
Власть. Правительство
Выплаты работникам
Директору
Документооборот
Другие новости
ЕНВД
ЕСН
ЕСХН
Займы, кредиты, лизинг
Законопроекты
Земельный налог
Игорный бизнес
ИП
Кадровик
Компьютеры, интернет
Криминал
Малый бизнес
МРОТ
МСФО
Наличные расчеты, ККТ, ККМ
Налог на имущество
Налог на прибыль
Налоги с ФОТ
Налоговая инспекция
Налоговая система
Налоговый учет
НДПИ
НДС
НДФЛ
Образование, трудоустройство
Общие вопросы уплаты налогов
Оптимизация налогообложения
Основные средства
Отдохни
Отражение расходов, учет расходов
Отчетность
Патентная система налогообложения
Пенсия. ПФР
Подотчет, командировочные расходы
Правовые вопросы
Проверка
Регистрация, ликвидация, лицензирование
Реклама
Санэпиднадзор
Сборы и платежи
Страхование
Строительство
Таможня
Торговля
Транспорт
Транспортный налог
УСН
Ценные бумаги
Штрафы, пени, ответственность
Экономика и финансы
Юридический практикум

ФОРУМ
Зарплатные карты
Налоговый учет, налог на прибыль, ПБУ 18, Форма №2.
Ответьте на вопросы, кто знает
требуется бухгалтер приходящий
Автоматизация деятельности малых и средних предприятий
оТЧЕТНОСТЬ ИП?
Как сдать отчет за 2009г., не нанимая бухгалтера.
Бесплатная программа расчета зарплаты и ведения учета
Я верю что дети смогут жить полноценной жизнью, нужно только немного им помочь!
Какой документ выписывать физлицам к кассовому чеку?
Профессиональный налоговый юрист
Продавец не поставил ценник на водку
   Copyright © 2006-2011 «Налоговый учет». Правила использования материалов сайта www.naluchet.ru
О Проекте
RSS
Авторам
Реклама на сайте
Авторам: Присылайте ваши новости, статьи, вопросы/ответы на naluchet@mail.ru. Мы их обязательно разместим. Разработано: Бизнес-Системы